Выставочные залы

 

Свердловск советский

1918 – й стал для Екатеринбурга черным годом. Ненависть и безжалостность владели умами, облавы и аресты, пытки в подвалах ЧК и камерах белогвардейской контрразведки, расстрелы заложников и как символ кровавой российской смуты казнь императорской семьи.

Казалось, в урагане братоубийственной войны интерес к живописи, музыке, литературе невозможен. Но именно в это время, как это не парадоксально звучит, художественная жизнь Екатеринбурга обретает невиданный размах. В городе оседает столичная интеллигенция. В правление белогвардейцев с шумом проходит выставка главного футуриста страны Давида Бурлюка, издаются художественные журналы и поэтические сборники. Гудит «уральский Вавилон», с запада на восток и с востока на запад мчатся эшелоны, передвигаются воинские части, тянутся караваны беженцев.

Екатеринбург этого периода остался в работах чехословацкого художника Йиндржиха Влчека. Тридцатилетний мастер городского пейзажа и жанровых сцен, как  тысячи его земляков, волею судьбы оказался на границе Европы и Азии. Участие в первой мировой на стороне Австро-Венгрии, сдача в плен, путь к Тихому океану через всю Россию и будни гражданской войны: такая биография стала типичной для чехословацких солдат.

На екатеринбургских работах Влчека осень и зима 1918 года. Церкви, базары, мясные лавки, железнодорожные мастерские и вокзал, братские могилы и деловито снующие фигурки людей, сугробы на улицах и клубы морозного воздуха. Ощущения пронизывающего холода и надежды: жизнь продолжается!

Серия акварелей «Виды Екатеринбурга» в качестве почтовых открыток была издана в Праге в 1922 году.

Искусствовед Евгений Алексеев

Виртуальный музей Аркадия Петровича Гайдара
Филиал Обьединенного музея писателей Урала (www.ompural.ru)
Контактный телефон: (343) 371-46-52
E-mail: ompu@yandex.ru