Фельетоны А. П. Гайдара

 

«Хватит гвоздей». 25.02.27 г., № 46

С тех пор, как скаковой жеребец перестал расцениваться, с точки зрения отбивных котлет, могущих быть выработанными из его туши, а тощая ворона не провожается более, вдогонку, голодными взглядами обывателей земли, - с тех пор прошло немало времени и человек изменился коренным образом.

Капризный пошел человек до невозможности. И если заходит он в столовую, то чуть что – выдвигает сразу резкие доводы. Раз он заплатил деньги, - то во-первых, пусть подают ему вовремя, во-вторых, - именно то, что он заказывал, а не что-нибудь, совершенно противоположное. Ибо теперь, якобы не 1919 год, когда вывешивались объявления, что «за неимением гречневой крупы по карточке № 2 выдаются сапожные гвозди в том же количестве».

И этой избалованности в значительной мере способствуют расплодившиеся на каждом углу частные столовые, в которых один принцип, что: за свои деньги можешь хоть селедку жаренную в сахаре получить – было бы только заплачено.

Справедливость требует отметить, - что наши кооперативные столовые ничему такому, конечно, не способствуют и никаких коммерческих принципов не имеют, а даже наоборот – свято хранят традиции, завещанные питательными пунктами эпохи голодных лет – корпоративные столовые и «здоровые» лозунги: 1. съешь все, что подадут. 2. дожидайся терпеливо, пока подадут.

Зайдите, например, в столовую ЦРК № 5. Хорошее помещение, народу, обслуживающего столовую, уйма, и кажется – все карты в руки, - торгуй и развертывайся. Попробуй часов около двенадцати сесть за столик и подождать, пока кому-нибудь заблагорассудится подойти к вам и взять ваши талончики. Можете не пробовать, можете сидеть сколько вам угодно, можете купить у мальчишки разносчика газету, прочитать передовую, телеграммы, объявления, ибо все равно к вам никто не подойдет, ибо в это время все официанты одновременно завтракают, не обращая ни малейшего внимания на всех посетителей.

Наконец, сдайте талон и спросите кипяченого молока и попробуйте, когда вам сунут сырое молоко, попросить, чтобы вам переменили стакан. Тотчас же послышится резкий ответ, приблизительно такого сорта: «Скажите, пожалуйста, разве  на всех вас угодишь. И какой нынче народ привередливый». И только настойчиво повторенная просьба заставит подающего исполнить вашу просьбу.

Теперь, скажем, захотели вы заказать блины. Блины в прейскуранте значатся трех сортов – 1) с маслом, 2) со сметаной, 3) с икрой. Но предположим, вы решили взять одну порцию со всеми тремя приправами. Оказывается, что нельзя, и нельзя потому, что расценки на такое кушанье в прейскуранте нет, а для того, чтобы установить ее, нужно чуть ли не особое постановление правления ЦРК, а потому, как выход, вам предлагают – берите сразу три порции или не берите ни одной.

Или следующий очередной номер. Если вы рассудили вдруг, что надежнее будет внести за обеды, вперед деньги, сразу за месяц и направляетесь с этой целью к кассе, здраво рассуждая, что деньги у вас примут в два счета, ибо это, как будто бы для столовой выгодно – то вы сильно ошибаетесь. Оказывается, если вы хотите получить абонемент, то должны: 1) подать сначала заявление о приеме вас в число членов ЦРК. 2) внести полный основной пай ЦРК. 3) внести второй, дополнительный пай на общественное питание. 4) подать заявление о желании уплатить деньги вперед.

То есть за то, что вы пожелали уплатить деньги сразу, извольте потерять массу времени и заплатить изрядный налог, превышающий месячную стоимость самого абонемента.

Это ли не показатель чьего-то легкомыслия?

Не заставят ли указанные примеры (а их можно привести десятки) задуматься кого-то над убийственной консервативностью наших общественных столовых, над расхлябанностью и невнимательностью обслуживающего персонала, никак не могущего еще усвоить той простой истины, что теперешний человек – это уже не прежний изголодавшийся гражданин, который, робко толкаясь в очереди, возле казенного магазина, думал с замиранием сердца: - Ну, конского мяса не хватит, ну, мороженой картошки не хватит, так хотя бы сапожные гвозди к обеду выдали.

Нет! Теперь гражданин серьезный пошел, и он категорически предлагает: дай ему то, что требуется, и никаких гвоздей.

ГАЙДАР

Виртуальный музей Аркадия Петровича Гайдара
Филиал Обьединенного музея писателей Урала (www.ompural.ru)
Контактный телефон: (343) 371-46-52
E-mail: ompu@yandex.ru