Свердловск 20-х гг. ХХ в.

 

Павел Низовой. «Уральский рабочий». 25 июня 1927 г

Палящий зной духота. Спокойно и уверенно тянутся прямые и широкие многочисленные улицы, изрытые канавами, загроможденные кучами камней для строящегося водопровода. Стучат пролетки, мягко и грузно проносятся автобусы, по тротуарам человеческие ручьи. И все это – деловито, торопливо. Со строгим учетом времени. И над всем этим – вихревые столбы пыли: тонкой, едкой, всюду проникающей. Уральские ветры мало знают покоя.

Если на город посмотреть сверху, то он покажется безудержно расползающемся во все стороны, - словно торопится как можно скорее закрепить за собой прилегающие удобные пространства. Куда ни взглянешь, повсюду новые постройки – кварталами, улицами, целыми поселками. А центр уже потянулся кверху – воздвигают каменные громады в пять – шесть этажей.

Свердловск – сердце Урала. От него сложная кровеносная система во все концы. Только вместо крови – человеческая воля и богатства недр, извлекаемое этой волей на поверхность железа, медь, каменный уголь, асбест, золото, платина, изумруд и проч. Где ни капни – всюду сокровища. Все эти богатства далеко еще не использованы и не разведаны, все это еще в будущем. Есть надежда, что в очень близком будущем, которое уже здесь, за порогом…


Свердловск сейчас живет строгой деловой жизнью. Даже, пожалуй, скучновато-деловой. Ни одного ресторана, ни одного увеселительного заведения, к которым город привык исстари. Только театр, да городской сад. У чудесного огромного Шарташского озера, где были расположены фешенебельные дачи  богачей и куда ездили устраивать пикники, теперь многочисленные дома отдыха и санатории для рабочих и служащих.

Люди с портфелями, местные и приезжие, целый день снуют по широким и длинным улицам города, - снуют торопливые, запыленные, по деловому озабоченные. Тонут в подъездах и входах бесчисленных областкомов, обпланов, проект-бюро, Горметов и Комбинатов. А там сидят такие же деловые и озабоченные, скупые на слова люди, крутят сложную машину  политической и промышленной  жизни нового Урала.

Недавно пущена в ход электростанция, которая обслуживает не только город, но и некоторые заводы, в том числе и гигант В-Исетский, питая их энергией. Только что закончена работа по сооружению водопровода, которого до сих пор в городе не было. Имеется мощная радиостанция, разбиваются новые бульвары, строятся огромные коммунальные сооружения общественного пользования, по-новому организуется богатейший краевой музей, - это все памятники Октябрю, свободе и освобожденному труду.

Упомянув о музее, нельзя не сказать несколько слов о новом его отделе – уральского художественного литья. В этом отделе впервые представлены изумительны образцы, художественных отлитых из чугуна произведений работы уральских заводов: Каслинского и Кусинского. Большая часть из них была сделана для Всемирной Парижской выставки (1900 г.), где за эти работы была присуждена высшая награда. Эти произведения художественной индустрии после выставки в течение почти тридцати лет лежали на заводских складах и только теперь увидели свет. Темы разбиты на группы: «Охота и звери», «Работа и жизнь», «Женщина в литье Каслинского завод» и проч. много типов литературных произведений. Обращает на себя исключительное внимание самый павильон, находившийся на выставке, он тоже вес литой, тончайшей ажурной работы. Многие модели исполнены известными иностранными и русскими художниками, часть – работа местных мастеров, художников – самоучек.


День на исходе. Спадают зной и духота. Исчезли суета и деловитость. Вечера здесь прохладны. И так хорошо после дневной истомы подышать свежим бодрящим воздухом. Из домов, больших и малых, на улицы выплескивается рабочее и служилое население. В эти часы бульвары, скверы и сады переполнены гуляющими. На огромном многоверстном пруде, образовавшемся от Плотины на маленькой реченке Исети, - десятки лодок с молодежью. Лежащая рядом улица так и называется: «Набережная Рабочей молодежи». Рабочие и служащие отдыхают от душного  тяжелого дня, от раскаленного воздуха огнедышащих мартенов и листопрокатных, от духоты контор и управлений.

Только дымит и гремит неустающий Верх-Исетский гигант, он не спит круглые сутки, кует новый настоящий памятник освобожденному Уралу и вместе с ним – всей стране. 

Павел Низовой
Источник: «Уральский рабочий». 25 июня 1927 г.

Виртуальный музей Аркадия Петровича Гайдара
Филиал Обьединенного музея писателей Урала (www.ompural.ru)
Контактный телефон: (343) 371-46-52
E-mail: ompu@yandex.ru