Свердловск 20-х гг. ХХ в.

 

КОРЕВАНОВА А.Г. 1928 г. 23 октября.

При входе на Сплавной мост с Хлебной площади * была большая лужа грязи, шёл пьяный мужик с мешком, пал в лужу и барахтался встать, а голова передоляла: силится встать и не может. Мешок был не завязанный, из него выкатились три пшеничных больших калача на дорогу, он их забирает одной рукой, другой держится. Встал на четвереньки и ткнулся в них головой, и лицом с калачами проехал по грязи. Калачи оказались под ним, он кое-как ноги коленками уткнул и хочет вытащить их из под себя, за каждым калачом тыкался лбом в лужу по несколько раз. Калачи все в грязи, у самого не видно ни лица, ни рук – всё в грязи. Так и остался барахтаться в луже.

Люди идут мимо и говорят: «Вот как наелся!»

У киоски, вечер

По этой же улице,**  молодой человек, хорошо одетый, видимо, изрядно заложил за ухо, т.е. выпил, купил папиросы и уронил деньги, и вот он ползал по земле, искал их. Кто идёт, все смеются над ним. Как это не красиво – доводить себя до безобразия.

18 июля

На базаре Хлебной площади около двух часов получилось смятение. По первым сведениям, воришки, видя многолюдство, нет возможности поживиться, сколько их – не известно, уговорились создать панику, бросились в самую гущу народа с возгласом: «Облава!»

Народ бросился кто куда бежать, опрокидывая всё на своём пути, сминая один другого, полился на землю жидкий продукт – молоко, сметана, полетели, керкая, связанные курицы. Лошади шарахнулись в стороны от людского урагана, торговцы побросали всё, бросились бежать. В миг вся площадь опустела. Недалеко отбежали и смотрят: ничего нет на площади. Все вернулись на свои места и не находят свой товар, только пустые посудины и всё измято, затоптано, только в телегах сохранилось. Немного установилось всё, спрашивают один другого: «Ты зачем убежал?»  - «А ты?» На вопрос: «Что случилось?» одни говорят: «Облава», другие говорят: «Из цирка выпустили тигра!», третьи говорят: «На площади хочут делать взрыв!»

В сущности ничего не было, а тут просто устроено проделки – наведение страха на крестьян, приехавших с продажей. Это подрыв директив советской власти о колхозной торговле. И как скоро получилось смятение, так же скоро и восстановилось всё. Все поняли, что это проделка жуликов, воспользоваться паникой, захватить брошенное. По возвращении на места, оказалось у кого что потерялось и нарушено во время паники, когда лошади с телегами повернули, которая куда, одна женщина была с ребёнком, её прижали к телеге, тем только спасла своего ребёнка. Другая женщина купила углей, шла с базара, не ожидая переполоха, народ как бросился, её сбили с ног, корзину укатили от её далеко, угли все стоптали, и она встала вся в пыли.

По восстановлении порядка, двое парней ходят продают кринку, подобранную на земле. Мущина подобрал брошенную буханку хлеба, ходит, продаёт тут же, и кто чем воспользовался. У одного мужика на руках было три пары сапог – во время паники всё выдергали.

Вот открытки старого Екатеринбурга.

КОРЕВАНОВА АГРИППИНА ГАВРИЛОВНА

(1869 – 1937 гг.)

Агриппина Гавриловна Белоусова родилась в 1869 году в Ревдинском заводе в семье бывших крепостных мастеровых. В 9-летнем возрасте Агриппина лишилась матери, отец женился вторично, и девочке досталось на долю множество невзгод.

Агриппина Гавриловна с детства любила книги, но образования получить ей не пришлось из-за тяжелого материального положения семьи. Училась урывками дома, затем в воскресной школе для взрослых.

В 1888 году Агриппина Гавриловна вышла замуж за сапожника Аркадия Кореванова, а в 1902 году овдовела. После смерти мужа работала на текстильной и спичечной фабрике, на выгрузке барж и пароходов. С 1906 года начала трудиться сиделкой, сначала в Екатеринбургском родильном доме, затем в городской больнице.

Вращаясь в рабочей среде, Агриппина Кореванова прониклась идеями большевизма и безоговорочно приняла Октябрьскую революцию 1917 года.

В 1919 году Агриппина Кореванова вступила в ряды Коммунистической партии и отправилась на фронт. В 1921 году она вернулась в Екатеринбург, где занималась организационной и пропагандисткой работой.

Агриппина Гавриловна Кореванова всегда тяготела к литературному труду. Она признавалась: «… сильно желаю писать». Много раз Кореванова предпринимала попытки «вести записи наиболее интересных моментов из своей жизни». В конце  1920-х – начале 1930-х годов Агриппина Кореванова напечатала несколько статей в журналах, где рассказывала о собственном опыте политико-воспитательной работы в деревне. В 1932 году Кореванова представила рукописи Н.И.Харитонову, одному из организаторов местного отделения Союза Писателей СССР. Харитонов поддержал начинающего автора и рекомендовал Агриппине Гавриловне писать книгу. Отдельные главы ее произведения, названного «Моя жизнь», были опубликованы в журнале «Штурм» в 1933-34 годах. В 1934 году Агриппина Кореванова участвовала в работе Ι Всесоюзного съезда советских писателей и стала членом Союза  Писателей СССР. В 1936 году вышла в свет книга Коревановой «Моя жизнь». Эту книгу высоко оценил А.М.Горький, подчеркнув, что она имеет значение исторического документа.

Агриппина Гавриловна Кореванова скончалась в Свердловске в 1937 году.

Книга «Моя жизнь», несомненно, стала главной в творчестве Коревановой, однако, не единственной. В Государственном архиве Свердловской области сохранились рукописи ее пьес, рассказов, статей. Весьма интересны записи о жизни Свердловска в 1928 году. Эти заметки не прошли серьезной литературной обработки, как книга «Моя жизнь», они рисуют не очень приглядную картину городского быта, но зато ярки и правдивы.

Источник: Государственный архив Свердловской области.
Материалы подготовила О. А. Бухаркина.

Виртуальный музей Аркадия Петровича Гайдара
Филиал Обьединенного музея писателей Урала (www.ompural.ru)
Контактный телефон: (343) 371-46-52
E-mail: ompu@yandex.ru