Трибуна литературных споров

 

Литературный молодняк Урала (ВАППОВЕЦ). Группа пролетарских писателей «На смену». «Уральский рабочий», 5 июня 1927 г.

Очередная «Литературная пятница» группы пролетписателей «На смену», была посвящена отчету группы перед партийными, советскими и общественными организациями, рабочими и комсомольской молодежью.

Доклад А. Исетского «О работе группы» познакомил собравшихся с деятельностью группы за весь период ее существования (1 ½ года).

Сравнивая произведения членов группы периода 1925 года с последними их вещами, нужно признать, что группа в формальном отношении продвинулась очень заметно вперед.

Группа выдвинула ряд поэтов: Евгению Медякову, Алексея Матусевича, Сергея Васильева, Александра Исетского, Василия Макарова и др., беллетриста Ефима Петрова, произведения которых печатаются литстраницами наших областных газет.

Всего группа имела 20 выступлений с общим числом слушателей до 1500 человек (кроме радиослушателей).

Идя твердо в своей работе и творчестве по пути художественной и идеологической программы ВАПП, группа решительно пресекла намечавшийся было «шипулинский уклон», исключив идеолога богемы В. Шипулина из группы.

После доклада А. Исетского с «Литературными портретами» членов группы «На смену» выступил тов. Клементьев.

Василий Макаров

Поэт имеет большой литературный стаж. Развивается поэт очень слабо.

Его стихи не организуют читателя. В его творчестве нет устойчивости: бодрые, радостные стихи часто вдруг сменяются плачущими. Сквозящими какой-то неудовлетворенностью. Поэт сам не знает чего он хочет.

У В. Макарова, как поэта большие возможности, но руководствоваться в своем творчестве только эмоциями недостаточно. Нужно взять под контроль свои настроения.

Сергей Васильев

Стал писать стихи позже В.Макарова, но по произведениям видно, что он работает сосредоточенно и углубленно. Темы его всегда продуманы.

Главная его тема – о женщине в быту, в производстве. Он своеобразно организует психику читателя. Сильное впечатление оставляет его стихотворение «Для нее».

Теневые стороны жизни Васильева только повод, иллюстрация, которая оттеняет положительные, ценные черты в человеке. Эти особенности в творчестве Васильева и заложенные поэтические возможности выгодно выделяют его, как поэта.

Алексей Матусевич

Менее всех установившийся поэт. В своих стихах он фиксирует жизнь, природу. Его стихи – зарисовки с натуры, не преломленные через сознание поэта. Короткий творческий путь поэта не позволяет сделать каких-либо определенных выводов.

Евгения Медякова

В произведениях Е. Медяковой, как у С. Васильева, чувствуется серьезное отношение к работе. Заметно, что она работает не только над формой, но и одновременно заботится о содержании. Поэтесса  находится еще на пути своего идеологического и теоретического формирования, но вполне отчетливо выступает в ее творчестве стремление выйти на путь пролетариата, быть в рядах класса-руководителя, участвовать в жизни и борьбе. Это стремление отобразилось «Загольный бек», где она говорит:

Лучше жизнь разбить своими же руками,
Быть последним в счастьи человеком,
Только в жизненном, решительном хавтайме
Не стоять загольным беком

Александр Исетский

Поэт в 1922 году в стихотворении «Я уйду» заявил о своем уходе «от домашнего уюта» и тишины», но он не осознал еще ясно своего пути.

Определяя свою жизнь с коллективом, А. Исетский все же видит жизнь и революцию романтически. Но по последним работам поэта «Ветер» (26 г.), «Завод на Исети» (27г.) и др. видно, что он освобождается от этого романтизма, неуклонно приближаясь к современности, впитывая ее в свое творчество.

Сознательное и упорное стремление поэта к темам сегодняшнего дня, дает уверенность в том, что Исетский эти «песни» нашей современности «сложит».


«Насменовцам» нужно не забывать своего основного читателя – рабочего, давать произведения, которые были бы близки ему и понятны. Для этого нужно  больше работать над собой, быть ближе к жизни, изучать ее во всех проявлениях, участвовать в строительстве жизни и иметь о ней четкое, вполне законченное  понимание. Группе необходимо пополнить свои ряды писателями, связанными непосредственно с производством, которые и окажут свое влияние  на творчество всей группы.

После «Литературных портретов» тов. Клементьева, «насменовцы» читали свои произведения.

Доклад: «Литературные портреты» и читка произведений вызвали оживленный обмен мнений участников вечера. 

Источник: «Уральский рабочий»,  5 июня 1927 г.

Виртуальный музей Аркадия Петровича Гайдара
Филиал Обьединенного музея писателей Урала (www.ompural.ru)
Контактный телефон: (343) 371-46-52
E-mail: ompu@yandex.ru