Виртуальная экскурсия

 

Часть 2. Первые опыты в литературе

Последствия контузии в голову (1919 г.) были ужасны. Аркадия Петровича мучили внезапные приступы безумной головной боли. Боль могла накатить в любой момент, внезапно, причем такая, что у него, вспоминают, начинал заплетаться язык, не слушались ноги. Лекарства боль не снимали. Лекарство было другое: он резал вены. Мог взять бритву и полоснуть себя. Это не было попыткой самоубийства, просто болью перешибал боль. Приступы сменялись тяжелой депрессией.

К жизни его возродила литература. По совету М. В. Фрунзе А. П. Голиков занялся литературным трудом. Правда, первый его опыт – повесть «В дни поражений и побед» - не возымела успеха у читателей и критики. За опытом, за «писательским сырьем» он в 1925 году приезжает на Урал.

Аркадий Петрович становится сотрудником Пермской газеты «Звезда».

Из воспоминаний  сотрудницы газеты «Звезда» Галины Плеско:

«В один из дней, в конце октября 1925 года, вошел к нам в комнату большой, широкоплечий человек в серой солдатской шинели, в серой кепке, высоких сапогах, с трубкой в зубах. И таким ясным было его широкое, чуть скуластое лицо с добрыми, с лукавинкой глазами, с детскими, чуть припухлыми губами, что сразу стал своим, как бы давно знакомым товарищем и другом.

И мы приняли его сразу, как друга, в свои ряды. Через полчаса в туго перетянутой командирской портупеей гимнастерке, коротко постриженный, чисто выбритый, весь как-то по-военному подтянутый и собранный, он уже сидел за общим столом в нашей комнате-столовой».

В «Звезде» Аркадий Голиков стал учиться профессии газетчика. Ему поручили править заметки рабкоров. Правил заметки рабкоров Голиков неважно и  Галине Плеско часто приходилось переделывать за него всю работу. Пустячное дело оборачивалось для начинающего газетчика целой наукой. Тут были свои законы и свои секреты. Писать самому было куда интересней.

Из воспоминаний Галины Плеско:

«Я наблюдала за тем, как писал рассказ «Угловой дом» Аркадий. Широким размашистым почерком заполнял он страницы буквами, отделенными друг от друга, перечеркивал страницу сверху донизу, снова писал, перечеркивал и писал снова.

-Ты послушай, послушай. Так? Нет, не так! – сердился, зачеркивал и снова писал.

- Вот теперь так, - и читал мне утвержденный им самим после многих поисков кусок рассказа».

Именно под этим рассказом Аркадий Петрович впервые подписался своим литературным псевдонимом Гайдар.

1925 год

Фотография А. П. Гайдара Пермского периода. «Лесенка». Снизу вверх А. Гайдар, Л. Неверов, Б. Назаровский, А. Плеско, В. Блок. ( ГОПАПО ф. 25. Оп. 1, д. 115).

Фотография сделана в ноябре 1925 года, когда в Пермь приехал корреспондент «Правды» Александр Плеско (муж Галины Плеско), незадолго до этого работавший заместителем редактора «Звезды». Была в пермской газете неписанная традиция – каждое значительное событие отмечать памятным снимком. Решили сфотографироваться и на этот раз. В один миг на поленнице дров во дворе образовалась веселая живая  «пирамида». В основании ее – А. П. Гайдар. В то время он был еще внештатным корреспондентом газеты «Звезда».

В декабре 1925 года страна готовилась отметить двадцатую годовщину первой русской революции. В Перми в те же дни все чаще вспоминали уральца Александра Лбова.

Судьба этого революционера увлекла А. П. Гайдара, как в свое время и Д. Н. Мамина-Сибиряка. Дмитрий Наркисович хотел написать о нем еще 1906 году, но не довелось.  Сделал это Аркадий Гайдар. Три недели сидел он в Пермских архивах, опрашивал участников событий на Мотовилихе.

Помогала ему во всем темноволосая озорная, подвижная, как ртуть, девчонка Рахиль Соломянская.

Фотография. Члены райкома РКСМ Перми. Слева направо Телегин, Егоров, Соломянская (ГОПАПО ф. 8043, оп. 2-в, д.18).

Рахиль Соломянская – большевичка с дореволюционным стажем, уроженка Минской губернии. Зачинатель пионерского движения в Перми, активная комсомолка, слушательница совпартшколы (осень 1925 г). Организатор первой печатной пионерской газеты в Перми «Муравей-чудодей». Ей было семнадцать, Гайдару – 21, когда они встретились. 

Из воспоминаний Рахиль Соломянской:

«Хотя Гайдар и ходил в архивы, сильнее всего он тянулся к живым участникам тех событий. Отчетливо помню наши путешествия по крутым холмам Мотовилихи. Дома наши на Косогорах стояли как попало, вразброс, словно и не взрослыми людьми построенные, а нарисованные детьми: обязательно все разные, покосившиеся в ту или иную сторону. Седые и еще не совсем седые мотовилихинцы рассказывали «про пятый год». Гайдар пытался выведать все, даже самые мелкие подробности. Кто как выглядел, кто что говорил? Если собеседник что-то забыл, он тут же посылал нас к соседу, который дополнял рассказ. Иногда Гайдара провожали до следующего дома, как бы передавая эстафету из рук в руки».

Об Александре Лбове Гайдар рассказал в своей повести «Жизнь ни во что» («Лбовщина»). Основой повести послужили события, развернувшиеся в 1905-1908 годах на Урале: вооруженное выступление против царского правительства в рабочем пригороде Перми – Мотовилихе, действия боевой дружины во главе с А. М. Лбовым, которая продолжала сражаться с жандармами и войсками даже после поражения восстания.

«Моя задача…» - пояснил Гайдар в предисловии к повести, - «была дать для читателя «Звезды» крепко сколоченную, легко читаемую сюжетную повесть и дать почувствовать эпоху и обстановку, в которой работал Лбов. Все главнейшие факты, отмеченные в повести, - верны, но, конечно, обработаны в соответствии с требованиями фабулы». Повесть еще печаталась в газете, а читатели уже требовали выпустить ее отдельной книжкой. И вскоре такая книжка появилась.

Обложка книги «Жизнь ни во что» (Пермь, 1926г.)

Советская критика не приняла этого произведения Гайдара, посчитав, что автор повести не показал истинные причины исторических событий революции 1905 года, а главное – не показал руководящую роль партии большевиков и не раскрыл значения первой русской революции. На первый план выдвинута и идеализирована партизанщина анархической группы под руководством Лбова, которая жизнь свою «ни во что» не ставила.

В декабре 1925 года Рахиль Соломянская и Аркадий Гайдар поженились. Это он  переименовал ее сначала в Ралю, Лялю, потом в Лилю, а затем и в Лию. 

Виртуальный музей Аркадия Петровича Гайдара
Филиал Обьединенного музея писателей Урала (www.ompural.ru)
Контактный телефон: (343) 371-46-52
E-mail: ompu@yandex.ru