Виртуальный музей Гайдара

ТЕАТР И ИСКУССТВО

Главная -> Театр и искусство ->

Театральная афиша

В 1941 году в ТЮЗе был поставлен спектакль «Тимур и его команда».

В 1952 году в этом же театре была осуществленная постановка спектакля «Наш большой друг» (реж. С. П. Силаев). В роли А. П. Гайдара – Игорь Михайлович Белозеров. Этот спектакль шел пятьдесят один раз.

Игорь Михайлович Белозеров в роли Гайдара (1952г.)

В этом же театре, но уже в другом спектакле «Не считайте мои годы » (реж. Юрий Жигульский) роль Гайдара в 1970 году сыграл молодой артист Михаил Быков.

Из воспоминаний М. Быкова «Зрители принимали спектакль бурно. Верили тому, что происходит на сцене и даже принимали участие в действии. Если меня – Голикова – собирался бить Кирюха Соловьев – зал неистовствовал. Бандит подходил со спины – ребята предупреждали: «Повернись! Кирюха сзади!» Сцена драки сопровождалась возгласами: «Давай! Давай!» А когда поднимал шашку и кричал: «В атаку!», - в зале раздавалось громогласное «Ура!» (Л. Амелина. «Возвращение Гайдара». «На смену» 5 мая 1977 г.).

Спектакль шел в течение шести лет и 99 раз. Снят с репертуара театра, по словам поставившего его режиссера, «лишь потому, что актер Миша Быков стал старше и так возмужал, что контраст между юным командиром, мальчишкой, и опытными солдатами полка, на котором строился нравственный конфликт, исчез».

А вот на сцене ТЮЗа заброшенный бревенчатый сарай на краю маленькой деревушки. Сюда Димка приходил не раз. Здесь у него и Жигана «тайник», где спрятано все для побега. Еще раз должен он, Димка, все проверить: котелок, принесенная провизия, а где же сало? Вдруг раздался почти неслышный стон. И Димка видит раненого. На сцене ТЮЗа в 1975/1976 гг. шел спектакль по произведению А. П. Гайдара «Р.В.С.». (реж. Н. В. Коробов).

Сцена из спектакля "РВС" в ТЮЗе (1975г)

Спектакль «Р.В.С.» был поставлен и в Театре кукол (1957г. Реж. С. Я. Рывкин).

Сцена из спектакля "РВС" в театре кукол (1957г)

В 1965 году на сцене этого театра была поставлена «Смелая сказка» по произведению Гайдара «Военная тайна» (реж. В. Г. Баранова).

Сцена из спектакля «Смелая сказка» (1965 г.)

Три года спустя, в 1968 году, в Театре кукол был поставлен спектакль «Военная тайна» (реж. Ю. Набоков).

Сцена из спектакля  «Военная тайна» (1968 г.)

А в 1985 году «Военную тайну» Гайдара в этом же театре поставила режиссер Г. Чеснокова. Спектакль назывался «Мальчиш-Кибальчиш».

С того пригорка, где еще играли недавно мальчишки, вдруг сдернуто его «пшеничное» покрывало. Оголены поля…Остается голый ребристый каркас, напоминающий то ли обугленный остов чего-то недавно живого, то ли сетку параллелей и меридианов земного шара. А в воздухе полыхают зарницы.

После нескольких авансцен снова покой над раскинувшимся полем пшеницы. Кто эта женщина в белом? Мать Мальчиша? А может быть, Родина-мать? Каждый зритель на эти вопросы отвечал по-своему.

А спектакль «Тимур против Квакина»  («Тимур и его команда») в Театре кукол ставился вне плана и репетировался в свободное от основной работы время. Он родился благодаря энтузиазму его создателей (режиссер Р. Виндерман).

Сцена из спектакля «Тимур против Квакина»

Спектакль был необычен для театра. Актеры-кукольники полностью играли его в «живом плане». Лишь в двух-трех эпизодах они брали куклы.

В спектакле были заняты 15 актеров. Главные роли исполняли Ю. Потапкин (Тимур), В. Васягин (Квакин) и С. Медведева (Женя), Т. Петрова и Т. Голубкова (Ольга), И. Гусев и Н. Холмогоров играли по две роли. Участвовала в этом спектакле 6-летняя Юля Сорокина и пятиклассница Яна Бучельникова.

Городские куранты 21 октября 2005 г. Александр Седов

Сон барабанщика.

В рамках фестиваля«Театрон: территория свободы» зрителям был представлен спектакль экспериментального Театра номер 3 «Судьба барабанщика». Гротескная и буффонадная трагедия (с элементами хулиганства) по повести советского классика Аркадия Гайдара вызвала в публике замешательство.

Историю про пионера, оказавшегося без родителей и попавшего под дурное влияние шпионов, знают обычно по школьной программе. Прежде эту авантюрную повесть Аркадия Гайдара преподавали как пример соцреализма. Режиссёр Ирина Павлова представила ее как фантасмагорию, в которой нога запросто превращается в телефон, а кондуктор – это человек с коробкой вместо головы.

Сцена из спектакля «Судьба барабанщика» (2005 г)

Однако гротеск, буффонада и необычная пластика актёров – всего лишь средство, с помощью которых Ирина Павлова доводит историю до духа «античной трагедии» новейшего времени. Вот отец барабанщика – участник Гражданской войны, герой-легенда, почти полубог, низвергнут советской «с небес» в тюрьму. Самый нереальный и близкий сыну, громогласный и статный, он возникает в начале спектакля и в финале, точно античный Геркулес, который где-то на севере приговорён «взрывать землю, камни и скалы». Между этими двумя появлениями живет и мечется его сын (актёр Максим Молчанов).

Разлитая в воздухе тревога (она есть и в книге) здесь соединилась с буффонадой на грани фола. Свободный и ничей, юный герой опасно флиртует со своим другом Юркой, а тот соблазняет приятеля… на покупку фотоаппарата. Впрочем, режиссёр предусмотрительно сменила пол персонажа. И Юрка превратился в юркую девку, несомненно себе на уме(актриса Татьяна Панаиоти). Так юный барабанщик пионеротряда погружается в мир соблазнов и иллюзий.

Первые две трети спектакля действие течёт подобно мутному сну больного человека, всё происходящее – кошмар. Только раз в средине этого бреда оцепенение отступает и обворожительный фальшивый дядя (Эдуард Черных) поёт «Только мы лишь, дорогою пыльною до рассвета шагая не спим». А после начинается настоящая мистика. Мнимый дядя и мнимый племянник под всполохи огней и загадочную электронную музыку Михаила Агре совершают совместный танец, странно вышагивая, кружась и подпрыгивая. Затем повторяют свою пляску, словно прокручивая кино задом наперёд. Так зритель погружается еще глубже в мир сновидения, по течению которого все персонажи – дядя, старик Яков, старуха, люди-репродукторы и сам юный барабанщик – плывут, словно рыбы.

И только новый друг барабанщика Славка (Антон Батанов), мальчик-калека, одной лишь фразой – «Меня отец с самолёта выбросил» - вдруг разрушает сонное оцепенение и завладевает вниманием зала. Он один в этом фантасмагорическом мире настоящий.

Последние три-четыре сцены с лихвой окупают долготерпение зрителя, и буффонада соединяется с трагедией. Когда юный герой тихонько спускает ноги с больничной койки, публика начинает осознавать, что всё прежде увиденное было сном больного сломленного ребёнка. А теперь барабанщику уготован новый жестокий мир. Жестокий потому, что он подлинный, хотя и такой же абсурдный как сновидение. В финале две комсомолки задорно щебечут-рапортуют (не то публике, не то грядущим поколениям) о непобедимой Красной Армии, а диссонансом звучит тягучий и заволакивающий cool jazz.

В итоге публика осталась в лёгком замешательстве – аплодисменты раздались не сразу и не уверенно. Публика не знала, как реагировать на спектакль. «Судьба барабанщика не насмешила и не ужаснула публику, а похоже, ввела в тихую задумчивость».


Виртуальный музей Аркадия Петровича Гайдара
Филиал Обьединенного музея писателей Урала (www.ompural.ru)
Контактный телефон: (343) 371-46-52
E-mail: ompu@yandex.ru