Виртуальный музей Гайдара

ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ

Главная -> Виртуальная экскурсия ->

Часть 4. Жизнь и работа в Свердловске

Дом № 23 на Набережной Рабочей Молодежи

Переехав в Свердловск, А. П. Гайдар по рекомендации сотрудника «Уральского рабочего» Василия Васильевича Томского (Скрылова) снял квартиру на Набережной Рабочей Молодежи в доме № 23. Обнаружен этот екатеринбургский  адрес преподавателем тогда Свердловского пединститута А. И. Серовым. В руки ему попалась домовая книга, где была указана прописка А. П. Гайдара.

Документ этот ныне хранится  в Библиотеке-музее А. П. Гайдара г. Канева.  В домовой книге под порядковым номером 27 записано: «А. П. Гайдар – Голиков родился в 1904 году в городе Льгове. Прописан на основании свидетельства от 14.10.1926 года, выданного Замоскворецким районом города Москвы о негодности к военной службе…Является журналистом редакции газеты «Уральский рабочий». Прописан -20 февраля 1927 года. Выписан 21 мая 1927 года».

В этой же домовой книге под № 26 записана пермская эстрадная певица Азанова Любовь. Г. Н. Пестов (сын хозяйки дома №23) в своих воспоминаниях написал, что А. П. Гайдар приехал в Свердловск не один, а со своей женой Любовью Азановой и проживал с ней в комнате на втором этаже.

Поиски в Перми этой женщины пока не увенчались успехом.

Гайдару отвели комнату на втором этаже, окна которой  выходили во двор и сад. Хозяйкой квартиры была Анастасия Георгиевна Пестова по второму мужу Хорошева.  Она была матерью большого семейства. Кроме сына Григория, который оставил воспоминания о Гайдаре, у нее было  еще несколько детей: Екатерина, Анна, Сергей и Зоя.

Фотография семьи Пестовых  конца 1920-х годов.
В разных местах: Г. Н. Пестов и А. Г. Пестова-Хорошева

(Из личного фонда Анны Александровны Курочкиной – внучки А. Г. Пестовой).

Из воспоминаний Григория Николаевича Пестова: 

«Небольшая комната (14 кв. м.) на втором этаже, выходившая окнами во двор и сад (двумя окнами на запад и двумя на юг), была меблирована крайне скромно: стол, два-три венских стула, небольшая деревянная этажерка и самая простая железная кровать. За столом Гайдар писал и обедал. А утром и вечером по договоренности с хозяйкой ему приносили стакан чая. Иногда это делал я. Помню, что стол Аркадия Петровича был завален подшивками местных и центральных газет, вырезками, черновиками. На этажерке лежали книги политические и художественные».

Фотография. А. П. Гайдар 1926 г.
(Из фондов ГОПАПО). 

Из воспоминаний Г. Н. Пестова: «До сих пор у меня перед глазами образ высокого ростом, широкоплечего человека, одетого по-военному, всегда подтянутого, в длинной  шинели, сапогах,  часто с трубкой во рту.

Его лицо, светлые голубые глаза сохраняли открытое детское выражение. Он был вежлив и скромен. Вспоминаю, что всегда он был занят и очень спешил».

Из выступления Г. Н. Пестова в библиотеке им.  А. П. Гайдара на Уралхиммашзаводе города Свердловска 20.10.1961 г. (Личный фонд Анатолия Григорьевича Пестова).

«Гайдар ходил в простой красноармейской шинели, военной фуражке, простых сапогах, носил простую военную гимнастерку. Подворотничек у гимнастерки был всегда белоснежный.

Гайдар был вежлив, скромен, вставал рано, подолгу и тщательно умывался.

Например, в квартире нас жило около десяти человек, и если не успеешь вовремя умыться, а умывальник был один и общий, то ждешь Гайдара минут 5-10, когда он окончит свой туалет. Зубы он уж любил почистить на славу.

Были дни, когда он не уходил на работу в редакцию, однако вставал также рано, и после стакана чая принимался за работу дома».

Работа в газете

В газете «Уральский рабочий» с февраля 1927 года с завидной регулярностью стали появляться гайдаровские фельетоны. Читатели их видели в правом нижнем углу на первой странице газеты. Аркадий Петрович был остер на язык.  Не дай бог стать героем его газетного произведения. Такое впечатление, что он писал смелые корреспонденции «остро отточенной шашкой».  Из воспоминаний Л. Неверова:  «Аркадий Петрович черпал свои темы из редакционной почты, из судебных документов, из милицейских протоколов и собственных наблюдений. Добрую половину тем свердловских фельетонов Гайдар «подобрал» во время продолжительных хождений по городу в поисках квартиры. Город был перенаселен, новое строительство развертывалось еще туго, и некоторое время Гайдар регулярно отправлялся в обход по жактам и частным домовладениям.

Редакция газеты "Уральский Рабочий."
(ул. Вайнера 12)

Нельзя себе представить Гайдара в одиночестве. Не знаю, как он писал свои повести. Но фельетоны свои он создавал в обычной повседневной сутолоке редакции, приткнувшись за свободным столом, а то и на краю чьего-нибудь стола. Писал необычайно быстро, в состоянии какой-то молниеносной сосредоточенности, полностью выключаясь из окружающей обстановки, как бы шумна она не была.

Коренную черту характера Гайдара составляла его исключительная искренность и чистосердечие в отношениях с людьми. Он очень верил людям, был добрым и отзывчивым человеком. Получаемые им гонорары с непостижимой быстротой таяли в его щедрых руках. Очень легко сходился с детьми. Особенно его любили беспризорники.

В описываемое время холостяк, буквально «все свое носивший с собой», Аркадий Петрович был чрезвычайно скромен в личной жизни. Высокий статный, донашивал он долгополую кавалерийскую шинель нараспашку, папаху, а летом кепку, вечно сдвинутую на затылок, широкие армейские бриджи и сапоги с высокими голенищами. И только армейскую рубашку сменил на штатскую черную блузу с маленькой рубиновой звездочкой над клапаном кармана.

Неизменная спутница Гайдара-журналиста – трубка с изогнутым мундштуком, наполнявшаяся, смотря по обстоятельствам, то душистым «кепстеном», то горчащим самосадом». (Л. Неверов. «Аркадий Гайдар в Свердловске. «Уральский рабочий» 26 октября 1956 года).

В Свердловске в 20-е годы работали талантливые газетчики Сергей Вороной и Миша Эммарт, Андрей Воронихин, с которыми Гайдар вскоре подружился. Работники редакции, писатели, артисты оперного театра, учащиеся музыкального училища входили в клуб Домпроса. В клубе они проводили многие вечера.

В те дни  буквально во всех клубах входили в моду представления «Живой газеты» и «Синей блузы». Кстати, в Перми издавался даже журнал «Живая газета» и его сотрудником был ни кто иной, как Евгений Пермяк.

И в свердловском Домпросе создали свою «Живую газету». Во главе ее стояли Сергей Вороной и Миша Эммарт, а также Борис Лалетин, культпросветработник  Валерий Троицкий и другие. Аккомпаниатором был Яша Сашин, очень талантливый музыкант, который мог сразу же подобрать любую мелодию. Наши синеблузники получили название  «Коллектив машин ротации», который стал одним из популярнейших в городе. Сотрудники «Живой газеты» поставляли материалы для выступлений – песни, частушки, скетчи, жанровые картинки на тему: «Знаете ли вы?» Обычно выступления проходили после какого-нибудь собрания, конференции, на которых обязательно присутствовал  кто-то из авторов  коллектива «Живой газеты» и записывал интересные, острые факты из доклада, выступлений, выигрышные реплики из зала. Материал сразу же обрабатывался в виде частушки, райка, песенки, репетировался, и через некоторое время участники совещания слушали зажигающее, поражающее своей злободневностью и попаданием в яблочко выступление «Коллектива машин ротации».

На таких представлениях собиралось множество зрителей, и они часто тоже давали ценный материал. Выступления обычно проходили по субботним и воскресным вечерам. Вороной, Эммарт, Троицкий и другие их участники были хорошими исполнителями и режиссерами. С зимы 1927 года на репетициях и постановках «Коллектива» все чаще с Сергеем Вороным стал появляться Гайдар, которого неизменно сопровождала какая-то девушка в кожанке, шапке-кубанке и аккуратных сапожках.

Гайдар обычно помогал авторам очередного обозрения советом, а однажды даже участвовал в сочинении юмористической сценки «Клубное уплотнение» - это о том, что клубным кружкам приходилось работать в неимоверной тесноте.

Часто Гайдар рассказывал активистам клуба (5-8 редакционных работников – молодые писатели) о себе, о том, как он воевал, командовал полком. Говорил он образно, речь была правильная. Интересно заметить, что «девушка, сидя около него, ни разу не раскрыла рта» (ж. «Урал» за 1976 год № 9, с. 143. Аркадий Воронихин. «Строка к биографии Гайдара»).

Сатисфакция

5 апреля 1927 года в газете «Правда» неожиданно вышла статья «Преступление Гайдара». Три дня спустя эта статья была напечатана в «Уральском рабочем». «Общественное мнение восстало против приговора суда. Общественное мнение оказалось на стороне Гайдара. В публикации упоминалась скандальная пермская статья Гайдара и  недавний судебный процесс. В защиту фельетониста выступили рабочие  многих заводов, рабселькоровское совещание, областная газета «Уральский рабочий» и многие-многие другие. Завидная солидарность. В конечном итоге «преступление» Гайдара было расценено читателем как его заслуга.

Следователя Филатова и судью Лифанова  уволили с государственной службы.

Спустя месяц после этой публикации  (7-10 мая 1927 г.) в Свердловске проходило совещание редакторов газет Уральской области. На Совещании присутствовал и выступал А. П. Гайдар. В Центре документации общественных организаций Свердловской области  хранится протокол этого совещания. Зафиксировано там и выступление А. П. Гайдара: «Некоторые газеты смело помещают разоблачительный материал, другие – нет. Нужно побольше смелости при помещении разоблачительного материала». (Центр документации общественных организаций Свердловской области. Ф. 4, оп. 5, ж. 449, л. 88).

Итоги работы

А. П. Гайдар прожил в нашем городе всего три месяца. За это время в «Уральском рабочем» он  опубликовал в газете двенадцать фельетонов, один очерк «3000 вольт»  и повесть «Лесные братья», посвященную событиям революции 1905 года на Урале. 

Повесть эта, по словам П. П. Бажова, была  «заметным литературным явлением». В 1947 году П. П. Бажов выступая на сорокалетии газеты «Уральский рабочий», говорил по поводу «Лесных братьев» (продолжение «Лбовщины» («Жизнь ни во что»):

«Мне не случалось потом перечитывать эту повесть. Может быть, в ней было немало литературных недостатков и она была неверно направлена, но помню, какое огромное впечатление произвела эта повесть Гайдара на читателей. Видимо, люди сразу почувствовали, что пришел новый человек, раскрывший тему революционной романтики увлекательно и просто».

Из интервью с Ариадной Павловной Бажовой.  (Владимир Шевелев «Егор не пропадет», «Московские новости»).

«В середине 20-х годов Аркадий Петрович приезжал в Свердловск, здесь печатался, выступал на журналистской конференции. Мой отец тоже был известен в журналистских кругах, сотрудничал в местных газетах и издательствах. Отец в то время встречался с Аркадием Гайдаром. В его дневнике есть запись об А. П. Гайдаре: «У нас в Свердловске появился талантливый молодой журналист».

Уезжая из Свердловска, по свидетельству очевидцев, в доме по Набережной рабочей молодежи Гайдар оставил связку рукописей и документов. Он оставил их здесь, надеясь обязательно сюда вернуться  и написать книгу. Теперь уже о Свердловске. Но помешала война. 26 октября 1941 года А. П. Гайдар погиб, защищая нашу Родину от фашистских захватчиков. Ему было всего тридцать семь лет.


Виртуальный музей Аркадия Петровича Гайдара
Филиал Обьединенного музея писателей Урала (www.ompural.ru)
Контактный телефон: (343) 371-46-52
E-mail: ompu@yandex.ru